Поиск по сайту
Состав заказа
Курсы валют
€1,00 = 70.00
$1,00 = 59.00
Специальные предложения

Как правильно лицензировать программное обеспечение. Можно ли сэкономить при покупке софта?

Как правильно лицензировать программное обеспечение. Можно ли сэкономить при покупке софта? 10.10.2010

Все большее число руководителей предприятий делает выбор в пользу легального программного обеспечения. Как минимизировать затраты на покупку лицензий? В этой статье вы найдете несколько полезных рекомендаций для предприятий малого и среднего бизнеса.

С чего начать?

ПРОВЕДИТЕ ИНВЕНТАРИЗАЦИЮ

  1. Сформируйте инвентаризационную комиссию. Ваши главные помощники – системный администратор (или IT-директор) и главный бухгалтер (или финансовый директор).
  2. Оцените размеры вашего компьютерного парка. Сколько всего компьютеров, их назначение и использование. Сохранились ли документы от поставщиков? Поставлены ли компьютеры на учет в бухгалтерии?
  3. Лицензии на какой софт уже приобретены? Возможно, компьютеры покупались с предустановленным программным обеспечением. В частности, о наличии легальной ОС Windows свидетельствуют наклейки на корпусе компьютера.
  4. Выясните принадлежность компьютеров и лицензий юридическим лицам (это актуально, если предприятие представляет собой группу компаний или холдинг).

ОЦЕНИТЕ ВАШИ ПОТРЕБНОСТИ В ПРОГРАММНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ

На небольшом предприятии нет необходимости проводить полный аудит используемого программного обеспечения. Достаточно определить потребности в софте, соотнести с имеющимися лицензиями и докупить необходимое количество.

Как показывает практика, большинству компаний нужен стандартный базовый набор программ:

В дополнение к стандартному набору, возможно, понадобится еще какой-то специфический для вашего предприятия софт.

ВЫБЕРИТЕ ПОСТАВЩИКА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

В наши дни лицензионное программное обеспечение на полках магазинов – уже не редкость. Но все эти красочные коробки и диски предназначены для розничных покупателей, а значительная часть из них – только для домашнего использования. В любом случае, покупка коробочных лицензий – самый дорогой и неудобный из всех возможных вариантов приобретения ПО. Поэтому рекомендуем обратить внимание на компании, специализирующиеся на продаже корпоративных лицензий.

В чем особенность корпоративных лицензий?

  1. Корпоративные версии ПО рассчитаны на использование на предприятиях, в компьютерной сети, с большим числом пользователей.
  2. Корпоративные лицензии разрешают использование ПО для коммерческих целей.
  3. Стоимость корпоративных лицензий, как правило, существенно ниже стоимости коробочных версий в расчете на 1 рабочее место, и уменьшается при увеличении числа рабочих мест.

Производители программного обеспечения при составлении программ корпоративного лицензирования учитывают интересы своих клиентов. Практически у каждого вендора есть специальные предложения для малого и среднего бизнеса (SMB), крупного бизнеса, образовательных учреждений, государственных организаций. Например, Microsoft только для SMB предлагает несколько программ лицензирования (OLP, OV, OVS, SPLA). Разобраться в этих программах вам должен помочь консультант – сотрудник компании-поставщика, специалист по лицензированию. Опишите вашу ситуацию, требования к ПО, возможности вашего бюджета, и получите от консультанта возможные варианты лицензирования ПО.

ВЫБЕРИТЕ НАИБОЛЕЕ ЭКОНОМНЫЙ ВАРИАНТ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ) ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

  • Решите, что для вас сейчас важнее – сэкономить на общей сумме покупки или выиграть за счет экономии оборотных средств.

    1. Традиционный способ лицензирования – вы сразу оплачиваете полную стоимость лицензий. Например, в программе Microsoft Open License.
    2. Альтернативный способ лицензирования – вы оплачиваете стоимость лицензий равными долями в течение нескольких лет. Этот вариант возможен в программах Microsoft Open Value (покупка лицензий в рассрочку на 3 года) и Open Value Subscription (аренда ПО в течение 3 лет с последующим правом выкупа лицензий).
  • Проанализируйте ваши планы относительно будущего предприятия как группы юридических лиц. Возможно ли в будущем их закрытие/слияние/реорганизация?

    Все лицензии делятся на именные и неименные. В именной лицензии указаны реквизиты организации-пользователя ПО, и на любую другую организацию действие данной лицензии не распространяется. В случае прекращения деятельности организации лицензия также прекращает свое действие.

    Неименные лицензии покупаются "на предъявителя", что предполагает теоретическую возможность передачи лицензии. Некоторые из таких лицензий "привязываются" к компьютерному "железу". В этом случае  их передача другому юр. лицу возможна только вместе с компьютером (например, Get Genuine Kit для Windows).

  • В любом случае, у всех производителей разные условия лицензирования. О том, возможна ли передача лицензии другой организации, рекомендуется узнать заранее, еще перед покупкой ПО.

    Если вы выбрали именные лицензии, определите, на какие юридические лица они будут зарегистрированы. В большинстве случаев принцип прост: кому принадлежит компьютер, тому будут принадлежать все лицензии на ПО для этого компьютера. Владелец сервера покупает клиентские лицензии для всех подключенных к нему рабочих станций. Конечно, есть нюансы, которые вам прояснит ваш консультант по лицензированию. Обратите внимание на то, что чем мельче будут пакеты лицензий для каждой организации, тем дороже получится их общая стоимость.

  • Поручите IT-отделу разработать стандартные конфигурации для рабочих мест.

    Как показывает практика, на небольшом предприятии список необходимых для работы программ стандартен для большинства рабочих мест. Возможно, понадобится несколько расширенных конфигураций – для бухгалтера, дизайнера и т.д.

    Минимизируйте конфигурации до необходимой функциональности. Программное обеспечение выпускается в разных редакциях ("Базовая", "Стандартная", "Профессиональная"), цены на которые иногда отличаются в разы. Рассмотрите альтернативные предложения от других производителей. В частности, существует достаточно большой выбор антивирусов различных вендоров.

  • Определитесь с версиями программных продуктов.

    Предпочитаете ли вы использовать в работе проверенные старые версии (например, до сих пор используете Windows XP) или стремитесь перейти на новые версии в момент их выхода? Если вы сторонник новых версий, то специальные программы вендоров (такие, как Software Assurance) позволят сэкономить на покупке обновлений.

  • Изучите специальные предложения вендоров.

    Можно выделить несколько типов спецпредложений:

    1. Комплекты из нескольких программных продуктов, цена которых ниже, чем суммарная стоимость входящих в них компонентов.
    2. Программы стимулирования определенных категорий покупателей (для малого бизнеса, СМИ, науки, здравоохранения и пр.)
    3. Скидки при продаже лицензий большего срока действия. Относится, в основном, к антивирусам – лицензия на 2 года, как правило, дешевле суммарной покупки лицензии на 1 год и последующего продления. Кроме того, продление лицензии и переход с продукта конкурента также продаются со скидками.
    4. Маркетинговые акции. Ограничены по срокам, часто предоставляют значительные скидки.

  • Теперь осталось согласовать с поставщиком коммерческое предложение (цены и сроки поставки) и оплатить лицензии.

ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ ЧАСТО ВОЗНИКАЮТ ВО ВРЕМЯ ПОКУПКИ ЛИЦЕНЗИЙ

  • Как проверить подлинность лицензий?

    Бумажные лицензионные сертификаты, как правило, печатаются на специальной бумаге. Коробочные версии имеют фирменную упаковку. Электронные ключи и серийные номера к программам регистрируются на специальных сайтах производителей. Если же сомнения остаются – всегда можно задать вопросы производителю ПО или его представителю на территории РФ.

  • Надо ли читать лицензионные соглашения?

    Лицензионное соглашение – это договор между правообладателем (разработчиком ПО) и конечным пользователем, т.е. вашей организацией. В нем указываются все условия использования ПО – сроки, количество установок, возможность переноса на другие компьютеры, права на передачу лицензий. Ознакомление с лицензионным соглашением перед его принятием так же важно, как и изучение договора с любым другим контрагентом.

  • Нужно ли переустанавливать софт?

    Да, таким образом вы стандартизируете ПО на рабочих местах и будете уверены в его лицензионной чистоте. Примите также технические и административные меры к недопущению самовольной установки ПО сотрудниками: ограничьте рядовых пользователей в правах на администрирование компьютеров, издайте соответствующий приказ, внесите этот пункт в трудовые контракты.

  • Где получить информацию о постановке ПО на бухгалтерский и налоговый учет?

    Компанией Ernst&Young был разработан документ, содержащий возможные подходы к постановке ПО на учет. В нем приведены схемы, соответствующие российскому законодательству, с указанием ссылок на законодательные акты, инструкции и разъяснения государственных органов. Электронная версия этого документа доступна для изучения на сайте Некоммерческого партнерства поставщиков программных продуктов (НП ППП) по этой ссылке.

  • Что нужно сохранить из документов/комплектующих после покупки для подтверждения лицензионных прав?

    Для дополнительного подтверждения лицензионных прав и целей бухгалтерского учета настоятельно рекомендуется сохранять упаковку, информационные носители (диски с голограммой, если они есть в составе продукта) и документы, подтверждающие покупку.

    Если в состав покупки входили сертификаты подлинности Windows (COA), то их следует наклеить на корпуса компьютеров.

Что дальше?

Покупка лицензий на программное обеспечение для всего парка компьютеров предприятия не означает, что вопрос легализации ПО закрыт раз и навсегда. Жизнь не стоит на месте, появляются новые задачи, создаются новые рабочие места, для которых также требуется ПО, истекают сроки подписок на антивирусы.

Для организации дальнейшей работы с лицензиями рекомендуем внедрить на предприятии Software Asset Management (SAM).

Таким образом, слагаемые экономии при покупке софта – это:

  1. Комплексный подход к лицензированию.
  2. Минимизация требований к ПО.
  3. Стандартизация рабочих мест.
  4. Выбор подходящей программы корпоративного лицензирования.
  5. Использование специальных предложений вендоров и поставщиков ПО.
  6. Внедрение процедур управления лицензиями на предприятии.

См. также:


Назад в раздел








 
 

 
 

Microsoft: скидки до 38%


 
 

Реклама


Новый Nero 2018
Выпуск редакции 2.4 конфигурации "ERP Управление предприятием 2"
Сентябрьский выпуск ИТС 2017 года
1C:Enterprise Development Tools – новая среда разработки бизнес-приложений для "1С:Предприятия 8"
Новое в версии 1.6.11 1С:УНФ: чат для решения рабочих вопросов с коллегами, подготовка шаблонов договоров, продажа наборов и комплектов, поставки и отгрузки по нескольким складам



Быстрые ссылки

WinPro 10 SNGL OLP NL Legalization GetGenuine wCOA (GGWA)

Электронные ключи Microsoft (ESD)

Microsoft Office 2016 OLP

Windows Server 2016 OLP

Windows SQL Server OLP

1C:Бухгалтерия 8

1С:ИТС

1С:Контрагент

1СПАРК Риски

Прайс-лист

Вопросы и ответы


 

 



1С:Предприятие 8:




 
 



ООО "СофтМарк" работает с юридическими лицами. Мы принимаем оплату только по безналичному расчету. Информацию о программном обеспечении для домашних пользователей вы найдете в специальном разделе.

Для заказа программного обеспечения и услуг воспользуйтесь каталогом, e-mail или звоните в отдел продаж по телефону (495)764-8119.

 


Rambler's Top100